Слово «Суккуб» (Сухубус, сухуб, суккуб, суккубус) пришло из латыни. Оно происходит от succubare, «лежать снизу», «лежать под кем(чем)-либо», и является однокоренным с succuba – наложница. Чаще всего средневековые демонологи (которые по традиции писали на латыни) именовали этих существ succubus. Слово это мужского рода, так как считалось, что сам дьявол принимает женское обличье, дабы смущать мужчин, а особенно монахов и святых подвижников. Впрочем, это позднехристианская оценка, которая получила распространение уже во времена костров и инквизиции. Ранние христиане относились к этим существам если и не дружелюбнее, то по крайней мере не демонизировали их так сильно. Суккуб посещает мужчин ночью на грани сна и яви, насылает эротические сны и питается их энергией. Отношение к ним на протяжении истории менялось, и довольно сильно. Не только происхождение, но даже внешний вид суккубов сильно отличался в разных эпохах. Одно можно сказать точно: суккубы существовали во все времена и у всех народов. Это подтверждается и историческими архивами и фольклором. Для простоты давайте разобьём историю на привычные части: древний мир, раннее средневековье, позднее средневековье и новое время. Древний мирСредневековые демонологи не «изобрели» суккубов и инкубов. В мифах и легендах истории о сношении человека с демонами, языческими богами и духами природы были довольно распространёнными. Такая связь была даже почётной, и считалось, что от неё рождаются полубоги, титаны и герои. Но бог или демон мог явится и наяву, а суккуб – только во сне или на границе сна. Поэтому их выделили в отдельный класс существ, сходных с фавнами, сильфами, и другими духами природы. Сладострастные сновидения, также приписывались посещениям суккубов и инкубов. Абсолютно реальные во сне, эти существа мгновенно пропадали, стоило человеку придти в сознание. Из-за этого люди часто думали, что у суккубов есть нечто вроде шапки невидимки, надев которую можно скрыться из видимого мира и увидеть невидимый. В том числе спрятанные клады и сокровища. Раннее средневековьеВ раннем средневековье суккуб – скорее положительное существо. Они представлялись девушками удивительной красоты, которые дарили свою любовь людям, помогая им при этом в делах и мало что требуя взамен. Только любовь. Сохранилась легенда, записанная Уолтером Мапесом, «De Nugis Curialium» (приблизительно 1185 год) о папе Сильвестре II. По легенде, юноша встретил красивую девушку, пообещавшую ему свою любовь и поддержку за ночи, проведённые с ней. Юноша согласился. С годами он стал сначала архиепископом Реймса, потом кардиналом, архиепископом Равенны, и, наконец, Папой. Silvester II Другие церковники считали их демонами, отколовшимися от бога и служащими дьяволу. Некоторые же подвергали сомнению само их существование. Позднее средневековьеВ Позднее Средневековье реальность суккубов уже не ставилась под сомнение, изменилась только трактовка. За прошедшие века католическая церковь стала более суровой и единой во мнениях. Она окрестила суккубов посланниками дьявола, а то и им самим, принявшим женское обличье. То же самое стало и с остальными мистическими существами. Христианство знало теперь только одно абсолютно благое существо – христианского бога, его проявления – ангелов, ну и официально канонизированных апостолов, мученников, и прочий угодный богу люд. Сами люди стали грешниками, имеющими большое пятно на репутации: первородный грех. Всех остальных существ причислили к тёмной стороне сил, а за сношения с ними можно было и поплатиться. В это же время появляются записи подвижников, принявших многочисленные обеты воздержания, о являющихся им восхитительно прекрасных девах, зовущих предаться плотским наслаждениям. Некоторые описания весьма сочные, сразу видно, что подвижники толк в этих наслаждениях знали. Новое время.Когда влияние церкви уменьшилось, существование суккубов опять было поставлено под сомнение. Прогрессивно мыслящие учёные считали, что раз они происходят в пограничном состоянии между сном и бодрствованием, то, следовательно, это просто обрывки снов и фантазии. У Карла Густава Юнга в его книге «Психологические типы» описаны случаи явления Дьявола духовникам. Эти видения были истолкованы, как попытка бессознательного монахов компенсировать односторонность их сознательной установки. Поскольку в известных историях о суккубах монахи фигурируют очень часто, психиатры видели в этом те же самые попытки компенсации аскетического образа жизни со стороны психики.
|