Как напомнили американские антропологи, образ Санта-Клауса горадо древнее истории святого Николая, с которой он связывается в католической традиции. По мнению некоторых американских антропологов, истоки образа Санта-Клауса лежат в сибирском шаманизме.
По мнению Джона Раша, антрополога из калифорнийского колледжа Сьерра, в пользу такой теории говорит сходство внешности и действий сибирских шаманов.
"Несколько сот лет назад эти шаманы или жрецы, связанные с древней традицией, собирали священные грибы, сушили их и дарили во время зимнего солнцестояния. Поскольку снег обычно заваливал двери, они входили и выходили через отверстие в крыше наподобие каминной трубы”, - рассказал антрополог.
Джон Раш напомнил, что сибирские шаманы использовали галлюциногенные грибы для духовных практик и расширения сознания, потому они не видели ничего дурного в таком подарке. В первую очередь шаманы использовали для этих целей сушеные мухоморы.
С его точкой зрения солидарен также профессор Бостонского университета Карл Рак, который рассказал, что традиционными цветами одежды для сибирских шаманов были белый и красный, что, как нетрудно заметить, совпадает с цветом мухоморов. Кроме того, по мнению Карла Рака, это отразилось на традиции изображать красным нос первого оленя в упряжке Санта-Клауса.
Ученый также пояснил, что легенды о летающей упряжке оленей могут быть связаны с представлением о том, будто шаманы могли входить в спиритический контакт с животными и вселяться в их тела.
Интересно, что ученые не впервые пытаются связать Рождество и новогодние праздники с шаманизмом и галлюциногенными грибами. В 2003 году в своей книге "Грибы и человечество” Джеймс Артур пришел к выводу, что традиция наряжать елку связана с тем, что именно под этим деревом чаще всего растут мухоморы. Однако по его мнению, традиция пришла к европейцам не через народы Сибири, а через лапландцев.
|