Mystical stories

Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Поиск
Что посмотреть?
Рубрики
Мистические новости в мире [60]
Мои статьи [236]
Истории [216]
Древние Боги [13]
Вампиры [145]
Библия Вампиров [5]
Стихи [9]
Домовые [43]
Призраки, Духи, Полтергейст [235]
Оборотни [57]
Ведьмы, Колдуны, Магия [107]
Демонология [79]
Мифология [118]
Монстры [49]
Снежный человек [10]
Зомби [38]
НЛО [102]
Древние цивилизации [309]
Жизнь и Смерть [77]
Видео [26]
Не знаете что посмотреть? Вам сюда! Фильмы онлайн [103]
Опрос
Кого Вы боитесь больше всего?
Всего ответов: 97
Мы ВКонтакте
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Ведьмы, Колдуны, Магия

Тайна охоты на ведьм
Тайна охоты на ведьм

Наука практически всегда рассматривает средневековую охоту на ведьм как нечто вторичное, полностью зависящее от внешних обстоятельств — состояния общества, церкви. Для большинства историков (отечественных и зарубежных) охота на ведьм — явление пусть и ужасающее, но вполне отвечающее общему строю суеверного, тёмного Средневековья.

Такая точка зрения весьма популярна и сегодня. А между тем её легко опровергнуть с помощью хронологии. Большинство ведьм сгорело на кострах инквизиции отнюдь не в начальный период Средних веков. Гонения на колдуний набирало силу в Европе параллельно с развитием гуманизма и научного мировоззрения, то есть в эпоху Возрождения.

Советская историография всегда рассматривала охоту на ведьм как одно из проявлений развернувшейся в XVI—XVII веках феодально-католической реакции. Правда, она не учитывала то, что слуг дьявола вовсю жгли и в протестантских странах: жертвой мог стать каждый, независимо от социального положения и религиозных воззрений.

Не избежала подобного взгляда и наиболее популярная ныне социальная теория: охота на ведьм — лишь очень яркий показатель степени обострения внутриобщественных отношений, стремление найти "козлов отпущения", на которых можно возложить ответственность за все проблемы и трудности бытия.

Разумеется, охота на ведьм, как и любое иное историческое явление, нельзя изучать отвлечённо, в отрыве от общей исторической канвы. С этим спорить не приходится. 

Однако, когда такой подход становится превалирующим, вправе задать вопрос: а не теряется ли за общими выводами само явление с присущими ему особенностями? Факты и свидетельства источников зачастую лишь иллюстрируют нарисованную исследователем картину. Хотя именно изучение фактов, их деталей первично в любом историческом исследовании.


Тест для «ведьм»

Никто из авторов, рассказывающих об охоте на ведьм, не обошёл вниманием все этапы ведовского процесса: арест ведьмы, расследование преступлений, вынесение приговора и казнь. Пожалуй, наибольшее внимание уделяется разнообразным пыткам, приносившим почти стопроцентное признание во всех самых гнусных и чудовищных обвинениях.

Однако обратим внимание на значительно менее известную процедуру, которая предшествовала пытке и по сути служила главным доказательством вины. Речь идёт о поиске на теле ведьмы или колдуна так называемой "печати дьявола". 

Её искали, сначала просто осматривая тело подозреваемого, а затем нанося уколы специальной иглой. Судья и палачи старались найти на обвиняемом места, отличающиеся от остальной поверхности кожи: пятна беловатого цвета, язвочки, небольшие вздутия, обладающие, как правило, настолько пониженной болевой чувствительностью, что они не ощущали укола иглы.

Отношение непосредственных участников событий, особенно демонологов, к ведовским знакам на теле было чрезвычайно серьёзным. Один из первых, кто говорит в своих трудах о дьявольских отметинах, — теолог Ламберт Дано: "Нет ни одной ведьмы, на которую дьявол не поставил бы некую отметину или знак своей власти". 

Это мнение разделяли практически все богословы и демонологи. Например, Питер Остерман в трактате, вышедшем в 1629 году, доказывал: "Ещё не представало перед судом человека, который, имея клеймо, вёл бы безупречный образ жизни, и ни один из осуждённых за колдовство не был осуждён без клейма".

Такой же точки зрения придерживался и демонолог в короне — Яков I Стюарт. Этот неутомимый борец с ведьмами в трактате "Демонология" заявлял: "Никто не служит Сатане и не призывается к поклонению перед ним, не будучи отмечен его знаком, Клеймо — это самое высшее доказательство, гораздо более бесспорное, чем обвинения или даже признания".

Тайна охоты на ведьм

Печати дьявола...

В самом существовании на тале человека каких-то пятен или отметин нет ничего странного и чудесного. Но если признать, что рассказы о ведьминых знаках имеют под собой реальную основу, то следует задать вопрос: а что представляли собой зги отметины?

Есть два основных вида таинственных знаков — дьявольское пятно и ведьмин знак. Последний представлял собой своеобразный бугорок или вырост на теле человека и, по мнению демонологов, использовался ведьмами для кормления различных духов собственной кровью. Клеймо же дьявола можно скорее сравнить с родимым пятном.

Исследователь Н. Пшибышевский в работе "Синагога Сатаны" даёт достаточно подробное описание этих знаков: "Поверхность тела одержимого отмечена и снаружи особыми знаками. Это небольшие, не больше горошины, места кожи нечувствительные, бескровные и безжизненные. Они иногда образуют красные или чёрные пятна, но редко. Так же редко они отмечены углублением кожи. Большей частью они незаметны снаружи и находятся на половых органах. Часто они находятся на глазных веках, на спине, на груди, а иногда, но редко, они меняют место".

И всё же главный признак, по которому в Средневековье отличали дьявольское пятно, — его нечувствительность к боли. Поэтому при осмотре потенциальной ведьмы подозрительные пятна обязательно прокалывали иглой. И если на укол не следовала реакция, обвинение считалось доказанным. (Ещё одна существенная особенность "чёртовых знаков": при укалывании эти места не только не чувствовали боли, но и не кровоточили).

Отрешимся от фантастических деталей, ведь описание "ведьминых знаков" очень напоминает какое-то кожное заболевание. Действительно, почему бы не предположить, что подавляющая часть людей, обвинённых в ведовстве, имела общую для всех болезнь? 

И только одно заболевание подходит под все приведённые выше симптомы. Это лепра, или проказа, — и сегодня один из самых страшных недугов, а в Средневековье — настоящий бич Божий.


Бич Божий

Вот что говорит об этой болезни медицинская энциклопедия, изданная в 1979 году: "Начинается она обычно незаметно, иногда с общего недомогания и повышения температуры. Затем на коже появляются беловатые или красные пятна, на этих участках кожа становится нечувствительной к теплу и холоду, не ощущает прикосновения и боль". Не правда ли, картина болезни очень напоминает демонологические трактаты?

В сведениях, почерпнутых из медицинской литературы, можно найти объяснение и такому явлению, как ведьмин сосок. При дальнейшем развитии заболевания кожа начинает постепенно уплотняться, образуются язвы, узлы, которые действительно своей формой могут напоминать сосок.

Приведём ещё одну цитату: "Иногда на не изменившейся коже появляются ограниченные лепроматозные инфильтраты в дерме (бугорки) или в гиподерме (узлы), которые могут сливаться в более или менее мощные конгломераты. Кожа под ними жирная, может отличаться шелушением, чувствительность вначале нормальная, позднее расстраивается и понижается в различной степени".

Совпадает даже месторасположение "дьявольских знаков" и лепроматозных пятен на теле человека.

И, наконец, ещё один аргумент, позволяющий отождествить проказу и "дьявольские отметины": по современным медицинским данным, "нарушение чувствительности в кожных поражениях наблюдается только при лепре и ни при каком другом кожном заболевании".

Итак, с большой долей уверенности можно утверждать, что практически все колдуны и ведьмы, осуждённые на смерть, были в той или иной стадии поражены проказой. Сам собой напрашивается и следующий вывод: в основе гонения на ведьм лежало стремление средневекового общества обезопасить себя от страшного заболевания, распространение которого в XV—XVII веках достигло своего апогея. Уничтожая прокажённых (мера, бесспорно, жестокая), Европа к концу XVII века в какой-то степени справилась с эпидемией проказы.

Верили ли сами судьи в то, что отправляют на костёр именно дьяволово отродье, а не больных и отверженных людей? На этот вопрос пока нет абсолютно уверенного ответа. Однако вполне вероятно, что в Средние века люди достаточно хорошо знали симптомы проказы, и, по крайней мере, привилегированная, образованная прослойка государственных и церковных деятелей осознавала, что ведёт борьбу не со слугами сатаны, а с заразной болезнью. Ведь неслучайно огромная роль в проведении ведовских процессов принадлежала врачам.

По замечанию одного из современных исследователей, врачи "принимали достаточно активное профессиональное участие в процессах над ведьмами. В их обязанности входило диагностирование болезней, возникавших в "результате колдовства", и медицинское обслуживание пытки. Зачастую их заключение решало участь несчастной ведьмы".


Тайна охоты на ведьм

Одержимость или болезнь?

И тем не менее, видя в охоте на ведьм и колдунов лишь карантинную меру, а в судьях и палачах — борцов с опасным недугом, мы излишне модернизируем явление более, чем пятивековой давности. Проказа в то время могла рассматриваться и, вероятно, рассматривалась как признак одержимости дьявольской силой, и именно поэтому носителям этой болезни объявили беспощадную войну на уничтожение. Эта сторона дела заслуживает тщательного изучения.

И всё же есть достаточные основания утверждать, что охота на ведьм объективно была борьбой с прокажёнными. Но для начала обратимся к процедуре опознания ведьм, существовавшей в народе. Известно, что боязнь сглаза и порчи, присущая человечеству с глубокой древности, жива и поныне. Что же говорить о времени раннего Средневековья? Разъярённая толпа нередко устраивала самосуд над человеком, в котором видела колдуна. Но чтобы наказать ведьму или колдуна, сначала их необходимо выявить.

Какие только средства, рожденные в глубинах суеверного сознания, здесь не применяли! Ведьму узнавали по полёту ножа с изображением креста, брошенного через неё. А чтобы выявить всех ведьм в своём приходе, следовало взять в церковь пасхальное яйцо. Правда, любопытный при этом рисковал: если ведьма успеет вырвать и раздавить яйцо, у него должно было разорваться сердце. Принесённые в церковь намазанные салом детские башмачки грозили обездвижить ведьму.

Но, пожалуй, самым распространённым оставалось испытание водой. Привязав правую руку ведьмы к левой ноге, а левую руку к правой ноге, колдунью бросали в ближайший водо`м. Если она начинала тонуть, значит, невиновна, если же вода не принимала грешницу, то сомнений не оставалось: точно служила Сатане. Было распространено убеждение, что ведьма отличается от остальных людей меньшим весом: недаром же она летает по воздуху. Поэтому нередко обвин`нных в колдовстве испытывали взвешиванием.

Каждый из названных методов мог применяться в одном месте Европы и оставаться неизвестным в остальных. Однако с конца XV века на смену стихийным народным расправам над ведьмами приходит ч`ткая система борьбы с ними, в которой самое активное участие принимают церковь и государство. Для опознания ведьмы применяется одна лишь процедура — укалывание иглой. Доселе не известное испытание распространяется по всей Европе, от Швеции до Испании. Причём, везде процедура проводится одинаково. Разве сам этот факт не вызывает подозрений?

Косвенным доказательством этой версии служит и характер ведовских процессов {ведь не зря в литературе, им посвящённой, они именуются эпидемиями). Нельзя сказать, что ведьм преследовали регулярно и равномерно по всей территории Западной Европы. Скорее можно говорить о локальных и ограниченных во времени вспышках охоты на ведьм. В одном городке вовсю полыхают костры, а в других о ведьмах будто никто и не слышал — не потому ли, что острая борьба с ведьмами развёртывалась в местах, наиболее поражённых проказой, и заканчивалась при уничтожении угрожающего числа прокажённых.


Эпидемия страха

Если предположить, что средневековые истребители ведьм и колдунов знали, с чем они на самом деле сражаются, то посчитаем логичным их стремление как можно тщательнее изолировать от общества обвинённых в колдовстве. Многие авторы (например, Я. Канторович и Н. Сперанский) упоминают о том, что ведьмы содержались в особых, отдельных тюрьмах. Демонологи же в своих наставлениях предупреждают об опасности близкого контакта с ведьмами, а судьям рекомендуют при допросах избегать прикосновения колдуний.

Хотя теологи и считали, что борющийся с ведьмами имеет благословение церкви, а потому неподвластен их чарам, практика нередко говорила об обратном. В литературе известны случаи, когда в колдовстве обвиняли палача и судью, ведшего процессы. В этом нет ничего удивительного: у них было достаточно возможностей заразиться.

Конечно, наибольшая опасность заражения грозила прежде всего родственникам. Они же первыми могли заметить признаки страшного заболевания, и тогда страх за свою жизнь брал верх над любовью к ближнему. Недаром именно родственники часто (так говорят исторические документы) становились доносителями.

Впрочем, даже такой шаг не отводил от них подозрений в приверженности ведовской заразе. Поэтому если хоть один из членов семьи был казнён по обвинению в колдовстве, то на всех остальных всю жизнь лежало подозрение. Иначе и быть не могло: инкубационный период лепры может составлять несколько лет, а следовательно, любой, кто общался с заражённым, внушал опасение. Нередко для подстраховки казнили всю семью разом.

Всегда вызывала наибольший ужас и рассматривалась как дикий фанатизм казнь обвинённых в колдовстве детей. В XV—XVII веках на костёр возводили даже двухлетних. Пожалуй, наиболее шокирующий пример даёт город Бамберг, где одновременно были преданы огню 22 девочки от 9 до 13 лет.

Как уже говорилось, вера в колдовство характерна для всего человечества, однако массовое обвинение в колдовстве детей отличает лишь Западную Европу ХV—ХVII веков. Факт в пользу излагаемой гипотезы: проказа не разбирает возраста, а каждый заражённый, взрослый или ребёнок, представляет опасность.

Иногда, очень редко, с обвиняемого в колдовстве снимали обвинения. Но и после освобождения он оставался, по сути, отверженным, подвергаясь строжайшему карантину: ему запрещали входить в церковь или отводили в ней особое место; даже в собственном доме он жил изолированно. Вполне разумные предписания на случай возможной опасности заражения.


Узнай колдунью в лицо

Ещё одно доказательство, подкрепляющее гипотезу, — стереотипный образ колдуньи, созданный народным сознанием. На костёр всходили люди без различия пола, возраста, социального положения, любой мог быть обвинён в колдовстве, А вот описания типичной ведьмы оказались наиболее устойчивыми.

Английский историк Р. Харт в работе "История ведовства" приводит свидетельства современников о том, как, по их мнению, выглядит типичная ведьма. Вот одно из них: "Они кривые и горбатые, на их лицах постоянно лежит печать меланхолии, повергающая в ужас всех окружающих. Их кожа покрыта какими-то пятнами, Старая, потрёпанная жизнью карга, она ходит согнувшись дугой, с ввалившимися глазами, беззубая, с изборождённым ямами и морщинами лицом. Члены её постоянно трясутся".

В медицинской литературе именно так описывают больного лепрой на последних стадиях развития заболевания. Кроме того, сообщает медицинская энциклопедия, "в запущенных случаях выпадают брови, ушные мочки увеличиваются, выражение лица сильно изменяется, зрение слабеет до полной слепота, голос становится хриплым".

Типичная ведьма из сказки разговаривает охрипшим голосом и имеет длинный, резко выдающийся на лице нос. Это тоже неслучайно. При лепре "весьма часто поражается слизистая оболочка носа, что приводит к её перфорации и деформации. Нередко развивается хронический фарингит, поражение гортани приводит к охриплости".

Конечно, эта гипотеза не находит прямого подтверждения в исторических источниках. Действительно, нет и вряд ли когда-нибудь появятся документы, которые бы напрямую говорили об охоте на ведьм как о борьбе о прокажёнными. И всё же косвенные подтверждения этого можно обнаружить. Обратимся, например, к самому известному демонологическому трактату - "Молоту ведьм".

Благочестивые инквизиторы Шпренгер и Инститорис задают в нём вопрос: могут ли ведьмы наслать на людей разнообразные заболевания, в том числе и проказу. Рассуждая сначала о том, что "имеется известное затруднение, считать или не считать возможным наслание ведьмами проказы и эпилепсии. Ведь эти болезни обычно возникают из-за недостаточности внутренних органов", авторы "Молота", тем не менее, сообщают: "Мы нашли, что эти болезни временами насылаются и чародеяниями". А окончательный вывод таков: "Нет такой болезни, которую не могли бы наслать ведьмы на человека с Божьего попущения. Они могут наслать даже проказу и эпилепсию, что подтверждается учёными".

Есть примеры, когда сами демонологи говорят о ведовстве как о заразной болезни. Итальянский теолог Гуаццо в своём сочинении "Compendium malefikarum" отмечает, что "ведовская зараза может часто передаваться детям их грешными родителями. Каждый день мы встречаем примеры испорченности этой заразой детей".

Подведём итоги. Несмотря на явный недостаток исторических документов, можно всё же говорить, что выдвигаемая гипотеза имеет доказательную базу.

К сожалению, ни в отечественной, ни в зарубежной историографии нет ни одной попытки посмотреть на тождественность ведовских процессов и гонений на прокажённых. Пожалуй, лишь французский исследователь Ж. ЛеГофф в работе "Цивилизация средневекового Запада" рассматривает совместно категории прокажённых и ведьм, И тех и других, он считает своеобразными "козлами отпущения", на которых общество возлагало ответственность за все проблемы и грехи. По словам учёного, "средневековое общество нуждалось в этих людях, их подавляли, поскольку они представляли опасность, чувствовала почти осознанное стремление мистически перенести на них всё то зло, от которого общество стремилось в себе избавиться".

Категория: Ведьмы, Колдуны, Магия | Добавил: Jessica (12.01.2013)
Просмотров: 267 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]