Смерть — одно из главных понятий мифологической картины мира,
противопоставленное понятию жизни; момент перехода человека из «этого»
мира на тот свет, в потусторонний мир, граница между ними и одновременно
— основное содержание и характеристика того света. СМЕРТЬ неизбежна,
предопределена судьбой, но время и обстоятельства своей СМЕРТИ человеку
знать не дано. Люди, однако, стремились угадать срок своей СМЕРТИ с
помощью разных примет. СМЕРТЬ предвещают многие сны: выпадение зуба,
белые одежды, белый конь, дом без окон, яйцо, встреча с умершим
родственником и многие другие; необычайные или редкие явления: собака
долго воет, курица поет петухом, птица бьется в окно, крот роет под
домом, кукушка «вещает», ворона каркает, стены или пол в доме трещат,
звезды падают с неба и т.п. Иногда люди пытались предотвратить СМЕРТЬ,
избежать ее, обмануть или отсрочить. Кончина, момент «расставания
души с телом» требует, по народным представлениям, специального
обрядового оформления, без которого переход души в иной мир затруднен
или невозможен, и она обрекается на вечное скитание. Во время
кончины появляется, приходит за душой какое-то мифическое лицо — Смерть,
Бог, архангел Михаил, святой. По восточнославянским верованиям, ангел и
черт в момент агонии борются за душу умирающего, и кто из них победит,
тот и берет душу. Считается, что легко умирают праведники, а тяжелой
СМЕРТЬЮ наказываются грешники, колдуны, которые не могут умереть, пока
не передадут свое знание. К обязательным элементам обряда при
кончине относятся: прощание умирающего с близкими, исповедь, зажжение
свечи, «карауление» души. Строго соблюдается тишина, запрещается плакать
и причитать, чтобы не спугнуть, не сбить с пути душу. Самым большим
наказанием считается СМЕРТЬ без покаяния и без свечи: покойник будет
блуждать во тьме, станет вампиром и т.п. Свечу, освященную на Сретение, в
Страстной четверг или на Крещение, дают в руку умирающему или ставят в
изголовье чашку с зерном или мукой. Чтобы облегчить агонию,
совершали разного рода магические действия: перекладывали умирающего на
пол, часто на солому, клали его вдоль матицы, к двери, за печь,
переносили в стодолу (овин), переворачивали ногами в изголовье и т.п.;
вынимали из-под головы подушку («куриное перо не дает умереть»), клали
под голову житную или гороховую солому, снопик с крыши, веник, моток
нестираной пряжи или полотна; укрывали белым или черным платком,
пасхальной скатертью, свадебной одеждой. Чтобы «пропустить душу»,
расстегивали одежду, отворяли окна, двери, сундуки, снимали печную
заслонку. В случае особенно тяжелой агонии (колдуна, знахаря,
грешника) просверливали дыры в потолке или в стене, вбивали в потолок
вилы или кол, поднимали балку - матицу, разбирали потолок и крышу, печь;
звонили в колокол; обливали, кропили и поили водой — «святой», «немой»
(принесенной в молчании), дождевой с крыши или из дорожной колеи, водой с
колокола, с каменного креста или иконы; поили отваром, настоем из трав,
иэ зелени свадебного венка и т. п. Окуривали ладаном, травами, дымом от
оставшихся на берде ниток. Старались не говорить об умирающем, считая,
что чем меньше людей знает о нем, тем легче ему умереть. Согласно
верованию, в момент кончины гаснет или падает с неба звезда. Кончина
понимается как «второе рождение», а сопровождающий ее обряд во многом
сходен с обрядом родов. Совершаемый над умершим погребальный обряд
(обмывание, облачение, отпевание, оплакивание, погребение, поминание,
траур) не только обеспечивал беспрепятственный переход души из области
жизни в область СМЕРТИ (ср. открывание дверей, окон, выливание воды из
сосудов и т.п.), но и защищал живых от последствий соприкосновения со
СМЕРТЬЮ (ср. такие действия, как закрывание глаз, завешивание зеркала,
ночное бдение при покойнике и т.п.). Нарушение или неполнота обряда
грозили, по народным представлениям, «возвращением» покойника,
превращением его в вампира или возвращением смерти в дом, село. Несмотря
на опасность, момент СМЕРТИ мог считаться благоприятным для некоторых
хозяйственных дел. Так, в Полесье старались, пока мертвец не погребен,
посадить тыкву или другие овощи, считая, что в этом случае они хорошо
уродятся. Предметам, использованным в погребальном обряде (платку,
которым подвязывали покойнику челюсть; шнурку, которым были завязаны его
ноги; иголке, которой шили саван и подушку; полотну, на котором
опускали гроб в могилу, и т. д.), часто приписывалась магическая и
целебная сила. Персонифицированная Смерть в виде костлявой и
безобразной старухи с косой является героем многих народных рассказов,
быличек и сказок; в календарных обрядах Смерть— персонаж ряжения, а
также чучело, уничтожаемое во время карнавальных похорон, ср. Марена.
|